вторник, 26 апреля 2011 г.

4. Интеллект успеха (часть 1)


В рубрике Старость-в радость (2) мы увидели, что существует гормон вечной жизни, который присущ людям, ориентированным на успех. Ну, а чтоб попасть в их среду , нужно обладать интеллектом успеха. Так, что это такое - интеллект успеха?

Роберт Дж. Штернберг (Robert J. Sternberg) , профессор психологии и образования Йельского университета написал книгу, в которой предлагает любому из широкого круга читателей домашний курс осознания и развития личных умственных способностей, основываясь на том, что важнейшей предпосылкой успеха в реальной жизни является так называемый “прикладной” (т.е. созидательный) интеллект (в отличие от “академического”, измеряемого коэффициентом IQ с помощью стандартизованных тестов, и от “эмоционального” интеллекта, сориентированного прежде всего на межличностные отношения).


Воспользуюсь материалом  центра дистанционного образования (www.elitarium.ru), представляющим собой  сокращенный и адаптированный перевод с английского.


В нашем обществе ценится успех, но уже как свершившийся факт — редко кто задумывается над тем, как именно достигается этот успех. Большинство людей стремятся развивать свои творческие способности и у себя, только они часто не знают, как это лучше сделать.

Заметное большинство людей стремятся развивать творческие способности и у себя, у других людей, только они часто не знают, как это лучше сделать. На них часто давит один из мифов IQ о неизменности способностей человека. Но на самом деле все не так. И лучше всего убедиться в этом вы сможете, рассмотрев характеристики, которые отличают творческих людей, обладающих интеллектом успеха. Подумайте над тем, как можно развить у себя подобные качества.

1. Обладатели интеллекта успеха активно ищут примеры для подражания, а потом и сами становятся ими. Толчком к развитию творческого интеллекта часто служит не то, что людям говорят, а то, что они видят своими глазами.
Подумайте, кто из школьных учителей оставил наиболее заметный след в вашей жизни и способствовал вашему становлению. Наверное, не те, кто изливал на вас потоки информации во время своих лекций, а скорее те, чьи мысли и действия стали для вас предметом подражания. В нашей памяти остаются те учителя, которые, наряду с изложением обязательного материала учат нас думать и действовать на основе приобретаемых знаний.
Когда ставится цель развития интеллекта успеха, начинать надо как можно раньше. Учиться никогда не бывает слишком поздно, а в данном случае не может быть и слишком рано.

2. Обладатели интеллекта успеха оспаривают укоренившиеся принципы и вдохновляют на это других людей. В любом обществе складываются определенные представления и мнения о самых разных вещах. Как правило, эти представления разделяются большинством людей. Однако люди с творческим интеллектом сомневаются и оспаривают расхожие мнения, убеждая в конечном итоге в своей правоте и других. Так, когда Коперник предположил, что Земля вращается вокруг Солнца, его мысль показалась всем нелепой, поскольку веками было принято считать, что именно Солнце вращается вокруг Земли.
Учителя и родители должны поддерживать у детей стремление оспаривать сложившиеся взгляды и мнения. Одновременно необходимо поощрять у них творческое мышление и выражение собственных идей. Многие из принятых взглядов, безусловно, справедливы. Тем не менее и детям, и взрослым важно разобраться в их сути, а не просто принимать на веру. Не будет сильным преувеличением утверждать, что всякое творческое мышление начинается с вопроса "Почему?"

3. Обладатели интеллекта успеха позволяют себе допускать ошибки и терпимо относятся к ошибкам других. Люди часто придерживаются определенного хода мышления из соображений безопасности и нежелания совершать ошибки. В школах обычно ошибок не прощают. Раскрывая после проверки свои рабочие тетради, ученики видят, что рядом с их ошибками стоят укоризненные пометки учителей. Если ученик на уроке неправильно отвечает на вопрос, ему грозит выговор от учителя и насмешки одноклассников.
Во время учебы в школе детям постоянно дают понять, что совершать ошибки — плохо. В результате у многих вырабатывается своеобразный комплекс, боязнь ошибок, и они избегают рискованного независимого мышления, которое является обязательным условием творческого интеллекта.
Настаивая на "правильных" ответах и "правильном" поведении, мы воспитываем конформизм, а не творческое начало.

1 комментарий:

Светлана комментирует...

Гарри, Вы затронули очень интересную тему.
Я очень рада, что сейчас отношения между учителями и учениками существенно изменились в лучшую сторону, я это вижу на примере своей дочери.
Когда училась я, за любую допущенную ошибку, ученика старались унизить перед всеми, что очень сильно развивало комплексы и влияло на будущее развитие личности ребенка.